Прислать ссылку для оценки проектов
OK

"Живая история, живые - мы"

НОМИНАЦИИ

Лучшее массовое мероприятие
Лучшее мероприятие в области культуры и искусства
Лучшее художественное оформление мероприятия

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Тип мероприятия

Интерактивная военно-историческая реконструкция, посвященная деятельности эвакогоспиталя № 2822, действовавшего в здании школы в годы Великой отечественной войны и приуроченная к "Ночи музеев"

Количество участников

1000+

Дата проведения и продолжительность

21 мая 2016 года, 2 часа 30 минут

Место проведения

Территория школы № 51 Канавинского района города Нижнего Новгорода

Цель и задачи

Цели: прикосновение к "живой" истории через конкретный объект - школы, которая в 2015-2016 учебном году отмечала свой 80-летний юбилей, создание условий для бережного отношения к памяти народа. Задачи: привлечение самой широкой аудитории - от первоклассников до самых старших жителей микрорайона, включая ветеранов; использование способов и методов, понятных для абсолютно разных возрастов; укрепление традиционных ценностей; формирование чувства патриотизма. Особое пожелание заказчика было привлечь именно родителей учеников школы как важных социальных партнеров в деле воспитания подрастающего поколения.

Концепция, разработанная согласно цели и задачам

Концептуально мероприятие решили построить на трех "китах": достоверность, эмоциональность, интерактив. При этом историческое здание школы не превращалось в декорацию, а оставалось непосредственным свидетелем событий давних лет и участником мероприятия; современные обитатели школы - не зрителями, а действующими лицами.

Cпособы реализации проекта

Решение: тематическая военно-историческая реконструкция событий времен Великой Отечественной войны. Схематичный план. Ввиду внушительной по численности аудитории заход на экспозицию делится на 3 потока, соответственно разнесенных по локациям и времени посещения. Экспозиция состоит из 3 тематических зон и 1 вспомогательной - зоны досуга.

Первая зона: «Полевой лагерь» с локациями «Солдатский быт», «Оружие Победы», «Госпиталь», «Часовой у техники».

Вторая зона – сценическая площадка.

Третья зона – «Полевая кухня» с организацией питания.

Вспомогательная зона досуга появилась несколько позже, перед непосредственной реализацией проекта.
Во-первых, была необходима «буферная» зона на случай возможных нестыковок в ходе проведения мероприятия.
Во-вторых, начальный план предусматривал «полевую кухню» для одного из потоков уже после основного мероприятия – реконструкции «фронтовой госпиталь», что могло несколько «смазать» цельное восприятие происходящего и удлиняло общее время проведения.
В-третьих, один из подрядчиков сам натолкнул нас на эту мысль – нам была нужна живая лошадь для локации «Солдатский быт»; подрядчик согласился предоставить ее бесплатно при условии оказания платных дополнительных услуг – в данном случае катание на лошадях.

В эту же зону был развернут (относительно основной экспозиции, но тематически принадлежавшей ей) «Призывной пункт», где выписывались «повестки» добровольцам. Также в этой зоне можно было сделать тематическое фото.

Таким образом, создавался определенный запас «прочности» структуры всего мероприятия. При таком подходе не страдала и интерактивность – при одном большом потоке основная масса посетителей осталась бы пассивными наблюдателями. Окончательный вид механики мероприятия стал таким:

время от начала: 1 поток: 2 поток: 3 поток:
00:00 – 00:30 «Лагерь» «Кухня» Зона досуга
00:30 – 01:00 Зона досуга «Лагерь» «Кухня»
01:00 – 01:30 «Кухня» Зона досуга «Лагерь»
01:30 – 02:00 Реконструкция Реконструкция Реконструкция

Задание на проработку концепции было получено в конце марта со сроками реализации ориентировочно ко Дню Победы. В самом начале апреля была готова общая концепция. После утверждения идеи проведены предварительные переговоры с основными сторонними подрядчиками (реконструкторы, полевая кухня, лошади), составлена смета. Организовано прослушивание детских выступлений, выдано задание на подготовку новых, в рамках концепции. К середине апреля проект в целом был в стадии готовности. Но...

По независящим от исполнителя причинам он был заморожен на неопределенный срок. Возврат к идее состоялся через месяц, 11 мая, со сроком исполнения «... желательно до конца учебного года, но не позднее 25 мая...». Причиной такой отсрочки проекта по честному признанию Заказчика стало полное отсутствие обещанного финансирования. Нами было принято решение все же реализовать проект, т.к. в него было вложено много идей и эмоций, значимых для нас самих. А Заказчик согласился покрыть непосредственные расходы. И даже удачная дата нашлась – «Ночь музеев», а именно 21 мая.

Последующая неделя больше походила на лихорадку. Полевая кухня. Школьный обед - гречка с гуляшом - превращается в «армейскую кашу». Давид, выручай, видишь, какое дело??? Заработаем в другой раз, не в этот, хорошо? – соглашается приехать с женой, без персонала, платим только за бензин. Лошади. Конный клуб и так выставил минимальную цену, а тут... Получаем неожиданное предложение – платно катаем гостей, а лошадь на мероприятие предоставим бесплатно. По рукам!!! Реконструкторы.

М-да, у ребят этим вечером – участие в Парке Победы в своем мероприятии... Входя в положение – «... ведь мы для этого и участвуем, чтобы ПОМНИЛИ...» - соглашаются. Победа!!! Так, победа... победа... Парк Победы! Глеб Дунин!!! – идея приходит неожиданно, как озарение.

Глеб, нам очень, ОЧЕНЬ нужно! И вот – армейский «Виллис» и 45-мм пушка – в нашем распоряжении!!! Не веря в удачу, - Глеб, чем могу отблагодарить? Да не надо ничего... Ради такого дела... Давай мы тебе хотя бы новую вывеску напечатаем! Жмем друг другу руки. Доставка экспонатов. Эвакуатор находим у одного из родителей школы. Узнав для чего, принципиально отказывается взимать деньги. Человек!

Последний штрих. Нужен последний штрих, хотя и так все выглядит более чем достойно. Голуби!!! Вот она – кульминация! На дворе почти ночь, а работаем уже завтра утром; звоню нескольким почти без надежды… Есть! могут!! цена – минимальная!!! Берем!!! В итоге. Бюджет мероприятия составил (внимание!) 15700 (пятнадцать тысяч семьсот) рублей, не считая литров выпитого кофе... Спасибо Вам, люди!

Описание как проходило само мероприятие

Мероприятие проходило следующим образом.
Во дворе школы силами клуба военно-исторической реконструкции разбивался полевой лагерь. Показывался простой армейский быт в прифронтовой полосе.
Штабная палатка. Рядом с ней - пункт призыва добровольцев.
Солдатский привал.
Самовар мирно курится дымком, всех желающих – угощают чаем.
Рядом – телега и распряженная лошадь, весело щиплющая травку.
На растянутых веревках сушится белье.
Полевой госпиталь.
Банки, склянки, бинты, инструменты, флаг с красным крестом.
Боец, находящийся в карауле и охраняющий технику – ленд-лизовский «Виллис» и 45-мм пушку. Оружейная зона - демонстрация стрелкового оружия времен войны.

Все эти локации представляли собой живой музей под открытым небом и позволяли более-менее равномерно распределить немалую аудиторию по площадке мероприятия. В зоне, находящейся перпендикулярно полевому лагерю, располагалась сцена.

Такое расположение объектов было продиктовано соображениями удобства восприятия происходящих событий - в этом случае не нужно было переходить из одного места в другое, а достаточно было всего лишь повернуться на месте.

При этом за спинами зрителей готовилась следующая мизансцена. Также естественное освещение (солнце) не слепило зрителей. В качестве сцены использовался кузов автомобиля ГАЗ-53, пусть и не совсем участника войны. Но удачно закамуфлированный капот и опущенные борта создавали хорошо узнаваемый образ известного "Студебеккера" - фронтового грузовика. Именно на таких подмостках выступали артисты перед бойцами в недолгие минуты затишья между боями.

Во время экспозиции звучала фоновая музыка начала сороковых годов - позывные радио (тема "Широка страна моя родная..."), "Рио-Рита", "Утомленное солнце", "На сопках Маньчжурии" и т.п. Ученицы старших классов в образе - платья в "горошек", косички, скромные букетики полевых цветов в руках - прогуливались и создавали должную атмосферу...

Далее по сюжету в полевой лагерь "приезжали" артисты с концертом (из числа учащихся школы). В концерте было всего пять номеров, т.к. сам концерт не был самоцелью, но являлся важной деталью для создания целостного образа.

Аудитория разворачивалась в сторону происходящего, давая, тем самым, возможность подготовить следующую мизансцену в полевом лагере - развертывание фронтовой операционной в госпитале. Концерт состоял из четко просчитанных в своей последовательности выступлений – узнаваемая любым поколением песня военных лет «На позицию девушка провожала бойца» была первым номером.

Далее – отрывок «Как Василий Теркин за «языком» ходил» в исполнении двух презабавных мальчуганов-шестиклассников. Стихотворение О. Берггольц «Разговор с соседкой» было следующим шагом, и мы плавно переходили на более серьезный лад. Четвертым номером звучала песня Зары «Это просто война» и финальное выступление – пластическая хореография под инструментальную версию песни «Нежность» А. Пахмутовой, исполненная хрупкой девочкой-пятиклассницей. Несмотря на столь юный возраст это было потрясающе глубоко, трогательно и безгранично нежно одновременно…

На контрасте последнего выступления резко включалась фонограмма близкого грохота взрыва, звуков дальнего и ближнего боя, рев самолетов, свист падающих бомб - начинался "бой". В эту минуту прямо сквозь толпу зрителей начинали появляться "раненые" - "Дорогу! Дорогу!! Санитар! Санитар!!! У нас раненые! Дорогу!!". Это были переодетые в форму времен войны мальчишки - ученики старших классов.

Перепачканные копотью, в рваных гимнастерках, - одних вели под руки, других - тащили на плащ-палатках... Зрители расступались и поворачивались в сторону уже развернутой операционной полевого госпиталя. Кого-то сразу же начинали бинтовать, кто-то стонал и ожидал своей очереди, а других уже провожали в госпиталь. Вот тяжелораненого бойца кладут на операционный стол. Начинается борьба за жизнь.
Ему на лицо надевают эфирную маску, рану обрабатывают йодом; хирург натягивает перчатки на руки. Напряженно мелькают хирургические инструменты, «…скальпель, зажим, еще зажим, извлекаем!..» - и в эмалированный лоток со звоном падает смертельный осколок…

В полной тишине. Абсолютной. Слышен только собственный учащенный пульс в висках; жаркий весенний день – почти лето, а у меня на лбу – холодная испарина. Адреналин.

Правдоподобность – нереальная... (дело в том, что руководителем военно-исторического клуба «Медсанбат» и непосредственным участником этой сцены является действующий хирург 13-й городской больницы). Операция продолжается, но...

Врач раздраженно и устало снимает с себя маску, скидывает перчатки, зло закуривает папиросу. Не победил... Не в этот раз... У него свой счет в этой войне... Погибшего стаскивают за руки и за ноги. Кладут на землю.

Прощальный взгляд – и его с головой накрывают телогрейкой. Замызганной и рваной. Чего уж там, теперь-то... К этому времени готова следующая мизансцена. Перед импровизированной сценой-грузовиком уже выстроился отряд бойцов (реконструкторы). Звучит песня «Москвичи» в исполнении М. Бернесса (...В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой - Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой. А где-то в людном мире который год подряд – одни в пустой квартире их матери не спят...). Зрители разворачиваются. К строю красноармейцев, стоящих в почетном карауле, начинают выходить и встают перед ними школьники – участники сцены «Полевой госпиталь». К ним присоединяются девушки-старшеклассницы, участники мероприятия.

Выходит тот боец, которого по сценарию не смогли спасти и встает по центру. Последними к ним присоединяются медсестра и врач-хирург. Возложение цветов к мемориальной доске эвакогоспиталя № 2822, действовавшего в стенах школы в годы войны. Памяти тех, кто не вернулся.
Памяти тех, кто пережил то страшное время – минута молчания. Метроном. С последним ударом уже все участники реконструкции начинают подниматься на сцену (кузов грузовика) под музыку Э. Артемьева из к/ф «Свой среди чужих».
У каждого из них в руках – белые голуби.
Красивая и немного грустная мелодия в кульминационной точке переходит в жизнеутверждающий мотив, и на этих аккордах ребята выпускают птиц в яркое весенние небо… Точка. Эмоции - захлёстывают. У меня щиплет глаза... Уффф...

Не удерживаюсь, и - закуриваю... Сделано!!! А народ не расходится.

Образуется стихийный митинг. Все подходят к ветеранам, говорят им самые искренние слова. Слезы в морщинках, дрожащие руки.

Старики в орденах рассказывают, вспоминают... Живое, без тени формализма, общение. Все объединены общим душевным порывом. И только тогда, когда мы были уже вынуждены отпускать реконструкторов дальше, все стали нехотя расходиться...

Полученные показатели эффективности

Сложно выразить количественные показатели по формированию чувства патриотизма, но все же. Мероприятие превзошло все ожидания. По охвату аудитории (превышение более чем в 1,5 раза), точности выбранных методов, по своей пронзительной эмоциональности. Мы видели, как люди брались за руки. Плотнее прижимали к себе детей.

Мы слышали напряженную тишину. Видели светлые, искренние слезы. Все это было. А вечером в Парке Победы мы встретили ребят из этой школы. Потом – еще. И еще. С родителями и без, по одиночке и целыми компаниями. И даже сейчас, спустя почти год с момента мероприятия, мы сами не можем без волнения вспоминать те удивительные минуты...

Отличительные черты мероприятия

Высочайшая достоверность, эмоциональность. «Понятность» для очень разных возрастов. Большая степень импровизации на самом мероприятии, т.к. возможности устроить генеральную репетицию (за исключением концертного блока) не было, но все получилось в лучшем виде. Достаточно сложная механика мероприятия, требовавшая четкости исполнения.

Большое вовлечение школьников в качестве непосредственных участников мероприятия. Непредвиденная пауза в ходе подготовки мероприятия. Отсутствие финансирования и перенос сроков. Крайне сжатая по времени финальная стадия подготовки проекта.

Команда проекта

ОрганизаторНижегородский "Пейнтбол Центр"

ЗаказчикМБОУ "Школа № 51"

ПодрядчикиВИК "Партизан", ВИК "Медсанбат" - военно-историческая реконструкция; Парк Победы - экспонаты; "Комбат-НН" - полевая кухня; "Конь-лекарь" - лошади; ученики, родители, педагоги и администрация школы № 51

Оплата не удалась!
Попробовать снова